Гендерное воспитание дошкольников при организации работы по физическому развитию

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Гендерное воспитание дошкольников

при организации работы по физическому развитию».

Воспитатель высшей категории:

Фоминичева Т.В.

г. Константиновск 2017 г.

В последнее время специалисты дошкольной педагогики активно обсуждают проблемы воспитания детей с учетом их гендерных особенностей.

Воспитывать и обучать мальчиков и девочек следует по-разному, так как биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики.

В настоящее время перед дошкольным учреждением ставится задача создать необходимые условия для гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

Эта работа должна осуществляться во всех видах деятельности дошкольника. Важную роль в решении данной проблемы играют занятия физическими упражнениями.

В процессе физического воспитания решаются не только специальные образовательные, воспитательные, оздоровительные задачи, но и социальные, в том числе гендерной социализации.

В процессе выполнения физических упражнений и в спортивных играх происходит активное взаимодействие ребенка со сверстниками, усвоение определенных образцов поведения, характерных для того или другого пола, формирование мужественности у мальчиков, женственности у девочек.

Таким образом, целенаправленное использование традиционных средств физического воспитания способствует формированию более адекватных представлений о полоролевой модели поведения, развивает социальное взаимодействие детей.

Следует отметить, что цель педагога не навязывание ребенку моделей поведения, а обеспечение свободного индивидуального самоопределения личности.

Для осуществления задач гендерного воспитания в дошкольном учреждении необходимо создать комплекс организационно-педагогических условий:

  1. Создание ситуаций выполнения гендерных ролей (моделирование жизненно значимых ситуаций, специально организованные проблемные ситуации, игры);
  2. Организация предметно — развивающей среды способствующей гендерному самопознанию детей дошкольного возраста;
  3. Формирование у родителей гендерной компетентности.

Задачи физического воспитания:

1.Формировать представления о полоролевой модели поведения и адекватную половозрастную идентификацию.

2.Учить элементам полоролевой модели поведения, воспитание качеств женственности и мужественности.

3. Преодолеть разобщенность детей разного пола, сформировать у них дружеские отношения, культуру общения и уважения друг к другу.

В младшем дошкольном возрасте активно усваиваются названия полов, особенности внешнего облика. Дети усваивают свою половую принадлежность, не осознавая, каким содержанием должны быть, наполнены слова «мальчик» и «девочка». В процессе выполнения детьми физических упражнений педагогам необходимо акцентировать внимание детей на их принадлежность к определенному полу. Например: «Девочки берут мячи и встают врассыпную. А теперь мальчики. Где мальчики? Мальчики подняли руки вверх. Мальчики берут мячи и встают врассыпную.

Приобщение к полу происходит через игровые действия и активное речевое общение. Мальчикам и девочкам в игровой форме нужно предлагать выполнить различные задания с учетом их половой принадлежности. Все, мальчики, попрыгают «как зайчики». Все, девочки, попрыгают как «белочки» и т.п.

При организации двигательной и игровой деятельности требуется постоянное внимания педагога, его помощь и, конечно же, участие в играх и упражнениях. Во время выполнения движений, воспитатель поощряет обычное поведение того или другого пола, активно формирует у детей такие нравственно-волевые качества, как смелость, целеустремленность, выдержку и др.

С четырех лет у ребенка формируется отношение к окружающим, как к представителям полов. В практической деятельности, в различных ситуациях у ребенкаследует формировать гендерные представления на основе моделей поведения характерных для его пола.

Модель поведениядля мальчиков. Маше не хватило места на скамейке. Как ты будешь действовать? У воспитателя рассыпались мячики. Как ты будешь действовать?

Модель поведения для девочек: воспитатель предлагает помочь, навести порядок и поиграть. Что выполнить сначала?

В установке и уборке физкультурного оборудования необходимо разделять роли детей. Мальчики и девочки выполняют разные поручения. Такая совместная деятельность развивает нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек. Мальчики вместе с воспитателем убирают более тяжелый инвентарь и спортивное оборудование, а девочки более легкое. Давая детям поручения, следует комментировать их. Мальчики сильнее девочек, поэтому помогут убрать деревянную доску и скамейку. Девочки помогут навести порядок. Маша аккуратно сложит платочки в коробку, а Даша уберет обручи.

Для формирования представлений детей о различии полов, мужских и женских именах, профессиях, игрушках широко используются подвижные игры.. Детям можно предложить следующие игры: «Назови имя мальчика (девочки), «Узнай по голосу», «Найди пару», «Найди игрушку для мальчика (девочки), «Кто ушел», «Зайчики — белочки» и др.

В играх развиваются не только физические качества, но и воспитываются чувства дружбы и взаимопомощи, ответственности, сопереживания. В таких играх дети овладевают способами мужского и женского поведения. У девочек развивается способность и желание заботиться о малышах. («Утка и утята», «Курица и цыплята») и т.п.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляется восприятие своего пола с точки зрения принадлежности к группе, объединенной общими интересами. Происходит ориентация на образ «Я» мальчика или девочки.

Совместные игры мальчиков и девочекпозволяют более полно усвоить гендерные роли, преодолеть разобщенность детей разного пола, сформировать у них дружеские отношения, культуру общения и уважения друг к другу. Взрослый помогает формированию чувства принадлежности к социальному миру, чувства «мы», одобряет, поощряет, порицает поступки детей.

Овладению способами полоролевого поведения способствуют подвижные игры: «Найди свою пару», совместные эстафеты. Дети обоего пола участвуют в русских народных играх, где предусматривается выбор мальчиком девочки: «Прялица», «Ручеек», «В хороводе мы были».

Для формирования знаний и представлений детей в процессе выполнения физических упражнений следует обращать внимание детей на сходство и различие мальчиков и девочек.

Для стимулирования познавательной активности детей проводить:

игры — состязания «Кто больше назовет имен девочек (мальчиков), „Придумай движение“; „Какое имя лишнее“, „Кто больше назовет предметов для мальчика (девочки)“;

Игры с мячом — „Я знаю 5 имен девочек (мальчиков)“, „Познакомимся поближе“, „Расскажи, что любишь“, „Путаница“, „Да и нет“, „Назови смелую профессию“, „Назови имя“ и др.

Воспитание качеств женственности и мужественности, самосовершенствование женской (мужской) индивидуальности.

Чтобы мальчики росли мужественными, следует уделить внимание воспитанию таких качеств, как решительность, смелость, ответственность, эмоциональная устойчивость и т. п..

Для развития у девочек женственности следует воспитывать аккуратность, заботливость, терпимость. Необходимо также формировать общие свойственные обоим полам качества: решительность, культура поведения, доброта, трудолюбие и др. однако соотношение качеств у мальчиков и девочек должен быть разным.

Чтобы способствовать развитию таких качеств воспитатели могут планировать игровые упражнения отдельно для мальчиков и для девочек и проводить по подгруппам.

Для мальчиков: » Юные матросы«, «Встреча богатырей», «Юные пожарные». В игре мальчики соревнуются в меткости (попадании в цель) силе (бросании набивного мяча, перетягивании каната). Подведение итогов и награждение поручается девочкам.

Для девочек: «Самая гибкая», «Самая ловкая» и т. п.

В современных условиях необходимо привить дошкольникам интерес к спорту, обучить их доступным двигательным умениям и навыкам для самостоятельной организации спортивных игр.

В спортивных играх мальчики и девочки получают опыт взаимодействия в коллективе, команде сверстников. У них формируются такие важные качества, как умение добиваться цели, управлять своим поведением, проявлять выдержку и настойчивость.

В формировании знаний дошкольников о видах спорта необходимо акцентировать их внимание на мужских и женских видах, а также на деятельности мужчины и женщины в спорте, предусматривающем выступления смешанных пар.

Подвижные и спортивные игры, игровые упражнения проводятся совместно, но часть заданий для мальчиков и девочек может иметь некоторые отличия.

Применяются следующие методические приемы для учета половых особенностей дошкольников:

Подбор упражнений, и оборудования для мальчиков и девочек. (предлагаются разные упражнения для мальчиков и девочек. Используются Разные по весу мячи и др . Например: девочкам ленты, мальчикам утяжелители.)

Расстановка и уборка инвентаря: девочки всегда убирают мелкий и легкий инвентарь, мальчики совместно убирают тяжелый.

Нормирование физической нагрузки: различная дозировка, продолжительность. (Например: девочки выполняют задание 5 раз, мальчики до 10)

Учет двигательных предпочтений детей. Мальчикам предлагать больше движений скоростно-силового характера (бег, метание в цель, вдаль, лазание, прыжки). Девочкам — упражнения в равновесии, гибкости, с мячами, лентами.

Участие детей в играх и соревнованиях. Мальчики любят играть на улице, в большом пространстве, большими группами. Предпочитают спортивные игры и соревнования, длительные по времени. Девочки любят играть в помещении, в небольшом пространстве, малыми группами. В игре сотрудничают друг с другом.

Различия в требованиях к качеству выполнения заданий. От мальчиков добиваться четкости, ритмичности. От девочек — выразительности, плавности движений.

Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для формирования гендерной социализации ребенка.

Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей должно помочь ребенку осознать себя представителем определенного пола. Необходимо создать условия направленные на формирование таких качеств личности, которые позволяют быть успешным в современном обществе.

В своей работе воспитателям необходимо стремимся найти рациональные форы организации деятельности детей, обеспечить и мальчикам и девочкам оптимальные условия для их развития.

В процессе формирования личности необходимо учитывать все особенности ребенка, в том числе и его пол.

Занятия физическими упражнениями являются важным средством формирования полоролевого поведения ребенка. Учет полоревых особенностей дошкольников позволит педагогу, организующему их двигательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности.