Жирова Марина Георгиевна

Описание системы работы учителя-логопеда

Для достижения положительных результатов в учебно-воспитательном процессе и, работая над проблемой «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста», разработала:

  1. перспективное планирование по речевому развитию (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, фонематическое восприятие), предложенное в систематической взаимосвязи в работе воспитателей и специалистов МБДОУ (физрук, музыкальный руководитель, хореограф, логопед);
  2. систему музыкально-театрализованных занятий; в дальнейшем театрализованную деятельность, реализуемую в работе театрального кружка с детьми логопедической группы
  3. составила сценарии театрализованных сказок и сценок для постановки с детьми и сценарии кукольного театра;
  4. изготовила различные наглядные пособия по развитию лексико-грамматических конструкций и связной речи для занятий с детьми;

Более 10 лет я работаю над проблемой развития связной речи у детей старшего дошкольного с ОНР в процессе театрализованной деятельности.

Целью своего практического исследования я поставила обоснование и определение содержания работы по развитию связной речи у детей с ОНР в старшем дошкольном возрасте с использованием театрализованных представлений.

В связи с этой целью я выдвинула следующие задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

2.Определить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;

3.Разработать содержание театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Решение этих задач было рассчитано на длительный период. В процессе работы по данной теме было доказано, что эффективность процесса развития связной речи у детей в старшем дошкольном возрасте с ОНР средствами театрализованной игры возрастает при реализации следующих условий:

1) учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

2) подбор дифференцированного содержания работы с детьми с различным уровнем речевого развития;

3) использование постепенного усложнения материала в работе с детьми. Совместно с музыкальным руководителем разработала систему занятий по теме: «Музыкально-театрализованные занятия как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

Результатом деятельности являлись спектакли, театрализованные постановки («Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Муха-Цокотуха», «Царевна-лягушка»; сказки «Гуси-лебеди» и «Царевна-лягушка» преобразованы мной в стихотворную форму для инсценирования детьми по мотивам русских народных сказок), сценки для родителей и воспитанников детского сада на тематических утренниках, итоговых мероприятиях («Три мамы», «Данила и Ненила», «Любимый внучек», «Мальчик и девочка», «Мечта мальчика»; сценки «Данила и Ненила», «Любимый внучек», «Мальчик и девочка», «Мечта мальчика» отрежессированны мной для постановки с детьми). В дальнейшем работа строилась через деятельность театрального кружка. Был разработан план на учебный год, в который включены различные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений к праздникам, инсценирование сказок («Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса») потешек с помощью перчаточного кукольного и настольного театра (русские народные потешки, стихи А. Барто), постановок тематических сценок поучительного характера («Три мамы», «Малыш и няньки», «Петя идет в школу»).

В результате проведенной работы было подтверждено, что театрализованная деятельность позволяет ребенку участвовать не только в обычном разговоре, но и выступать публично, не стесняясь слушателей, высказываться. Театрализованная деятельность создает такие условия, в которых каждый ребенок может проявить свои способности в зависимости от уровня сформированности связной речи.

Около 16 лет я работаю по теме «Использование символов и схем в речевом развитии дошкольников с ОНР».

Актуальность выбранной темы было доказана особенностями детей дошкольного возраста, освященного в трудах классиков педагогов и психологов (Я.А.Коменский, Л.В.Выготский, Д.Б.Эльконин и др., которые утверждали, что полезно для нормального развития использовать наглядные методы. Применение наглядных пособий облегчает усвоение материала, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков.

Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность логопедической работы.

Проводя обследования детей на начало учебного года, был сделан вывод о том, что уровень речевого развития детей низок, не соответствует возрастным требованиям программы по речевому развитию детей дошкольного возраста. Поэтому в процессе работы с детьми стала вводить постепенно зрительные символы и схемы, которые в настоящее время имеют применение на каждом занятии.

Весь практический материал используется не только на занятиях логопеда с детьми, но и демонстрируется родителям, приглашённым на занятия, отражается в домашних заданиях по пройденным темам, которые дети выполняют в индиви­дуальных тетрадях.

Практический материал я распределила по следующим направлениям:

I — для развития речевого дыхания и голоса (силы, темпа, высоты, тембра)

II — для развития лексико-грамматических конструкций

III — для развития фонематического слуха

IV — для развития связной речи.

Положительные результаты обучения детей убеждают меня в эффективности использования зрительных символов и схем в коррекционной работе по развитию речи.

Данные пособия я использую в работе более 16 лет, вводила их постепенно, по мере изготовления и убеждена, что они нужны, полезны, помогают быстрее достичь результатов в работе с детьми, интересны детям и позволяют эффективно решать различные коррекционные задачи. Практическим подтверждением опыта работы является наглядный материал — схемы и символы.

Работа театрального кружка «Сказочник» с детьми логопедической группы

В настоящее время работаю над проблемой развития связной речи и коммуникативных способностей детей с ОНР посредством театрализованной деятельности: при постановке сценок и сказок с перчаточными куклами.

Для этого веду театрализованный кружок «Сказочник» с детьми логопедической группы.

Данная театрализованная деятельность предполагает решить следующие задачи в моей работе:

1. научить интонационной выразительности речи (темп, ритм, сила и высота голоса)

2. развивать артистические способности

3. подготовить к вхождению в социум (развитие коммуникативных способностей: умению общаться, высказываться, договариваться, уступать, радоваться успехам друг друга); умению публично выступать

4. раскрыть индивидуальные способности ребенка, развивать их

5. воспитывать эмоции, учить пользоваться ими по назначению (гнев, радость, удивление, огорчение, испуг и т.д.)