Доступная среда

Словесные игры для развития грамматического строя речи у дошкольников

Уважаемые родители!

Под грамматическим строем речи следует понимать умение человека правильно словоизменять — произносить верно окончания слов, согласовывать слова между собой во фразах, пользоваться в речи предлогами, и умение словообразовывать слова от других слов с помощью приставок, дополнительных корней и суффиксов. Ребенок овладевает грамматическим строем речи по мере своего развития самостоятельно и в процессе обучения, а также подражая речи окружающих его людей. Грамматический строй русского языка довольно сложен, и для успешного овладения им большое значение играет активная речевая практика и образец правильной речи педагогов и родителей.

Чтобы помочь детям в усвоении сложных грамматических форм, вы, родители, можете предложить ребятам следующие варианты речевых игр дома и на прогулке.

Словесные игры для развития грамматического строя речи у дошкольников

«В зоопарке»

Цель игры: упражнять в образовании сложных форм родительного падежа множественного числа существительных.

Оптимальный вариант игры во время прогулки (в магазин, в зоопарк, в детский сад, в парк, в больницу, в цирк и т.д.). Взрослый говорит: «Сегодня мы направимся с тобой на экскурсию в зоопарк (магазин). Давай с тобой представим зоопарк (магазин) и расскажем, кого (чего) много в зоопарке, а кого (чего) там мало/нет». Ребенок со взрослым по очереди отвечают на вопрос, перебрасывая друг другу мяч.

Кого много в зоопарке? В зоопарке много зверей (львов, белок, зайцев, змей), людей, посетителей, детей, ребят, птиц.

Чего много в зоопарке? В зоопарке много клеток, запахов, шума, радости, впечатлений, дорожек, смеха, деревьев.

Кого мало в зоопарке? Собак, котов, солдат.

Чего нет (не бывает) в зоопарке? Звёзд, учебников, ковров, люстр.

«Помоги гномику»

Цель игры: помочь ребенку овладеть уменьшительно-ласкательными суффиксами существительных и прилагательных. Если нет картинок, то эта игра проходит успешно и устно.

Взрослый показывает ребенку рисунок маленького домика и объясняет, что это домик для крошечного гнома. Но домик абсолютно пуст: нет ни мебели, ни посуды, ни одежды. Задача ребенка — помочь гному наполнить домик необходимыми вещами. Вместе со взрослым он выбирает из предложенных картинок с подходящими для гнома предметами и правильно их называет: в домике гнома могут быть только маленькие предметы (не стул, а стульчик; не куртка, а курточка; не шторы, а шторочки; не кастрюля, а кастрюлька и т.д.). В случае неправильного называния ребенком уменьшительно-ласкательной формы гном расстраивается (отворачивается), так как не получает нужную ему вещь.

«Собери игрушки»

Цель игры: упражненять в употреблении в речи простых предлогов «НА» ("ПОД"),"С"/("СО«), «В» («ИЗ»).

Ребенка приглашают в комнату, в которой расставлены на различных поверхностях его игрушки (на столе, под стулом, на диване, на подоконнике, на полу, в шкафу, на ковре и т.д.). В руки малышу даётся корзина, в которую нужно поочередно собрать названные взрослым игрушки (ребенок сам их должен найти в комнате). Игрушку можно взять лишь в том случае, если ребенок верно назвал её местоположение. Взрослый спрашивает у ребенка: «ГДЕ лежит (спрятался) котик»? — «НА тумбочке».

После того, как все игрушки собраны в корзину, ребенка можно попросить вспомнить, где они стояли, и вернуть на свои места. Ребенок проговаривает: «Конь стоял ПОД столом, котик лежал НА тумбочке».

Для использования в речи предлогов «С» («СО») игрушки расставляют на поверхностях и спрашивают ребенка, откуда он возьмёт предмет. «Конь НА столе — возьму СО стола. Котик НА тумбочке — возьму С тумбочки».

Успеха вам, уважаемые родители, и прилежания!

Учитель — логопед: Жирова М.Г.