Золотарёва Е. А.

Творческое эссе

Золотарёва Елизавета Александровна

Слова, сказанные великим педагогом Ш.А. Амонашвили: «Защита детей — это моя высочайшая забота, мой профессиональный долг, мое призвание», можно считать основой моей педагогической работы.

Эти два термина — «социальный» и «педагог» — не так давно находятся рядом друг с другом. И если значение второго ни у кого не вызывает вопросов — с ним всё ясно, то сочетание этих слов до сих пор являет непонимание: «Ты социальный педагог? А кто это? А что ты делаешь. Это, действительно, так, потому что соцпедагог объединяет в себе воспитателя, социального работника, педагога дополнительного образования, психолога, педагога, дефектолога, организатора воспитательной деятельности и в чём-то — юриста. Одним словом, в эту категорию входят дети с психологическими, интеллектуальными, педагогическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также большое количество детей с нарушениями здоровья. Сюда же могут попасть и подростки, перенесшие душевную травму. Все эти ребята требуют особой заботы общества, его защиты.

В моей работе есть обязанности приятные и не очень. Самое драматичное для меня в работе социального педагога — посещение семей. До дрожи душевной наблюдаю печальную одинаковость недугов этих людей: алкоголизм, неустроенность быта, несчастное детство ребятишек. «Нет Бога в сердце и царя в голове», — так говорили раньше о подобных людях. На мой взгляд, в личностном ядре социального педагога обязательно должно присутствовать чувство собственного достоинства, иначе он не заслуживает уважения и сам не сможет воспитать того же у ребёнка, нуждающегося в помощи. А ведь именно чувство собственного достоинства есть обязательное условие и предпосылка личностной и социальной ответственности. И важнейшим, повторюсь, является умение любить. Социальный педагог — это внимательный слушатель, мудрый советник, верный союзник, грамотный консультант и сторонний наблюдатель, который не навешивает ярлыков, не оценивает личность своего клиента, не давит авторитетом, не задает бестактных вопросов.

Социальный педагог — это незаменимый помощник и настоящий друг. За что же я люблю свою профессию? А за неповторимость и непредсказуемость каждого дня, за то, что она дает мне возможность каждый день соприкасаться с миром детства, за то, что, увидев улыбающиеся лица детей и их родителей. Я с уверенностью могу сказать: «Я счастлива от того, что приношу пользу другим!». Я счастлива, что жизнь моя наполнена смыслом, что завтра будет снова день. И опять я буду стараться пробудить в душе маленького человека радость познания, буду показывать ему значимость его деятельности и вселять уверенность в своих силах. Однажды Януш Корчак сказал: «Пусть ребенок ищет, только бы не заблудился, пусть карабкается, только бы не упал, пусть корчует, только бы не поранил рук, пусть борется, только осторожно». Я помогу своим подопечным искать, карабкаться, корчевать и бороться, и не позволю им заблудиться, упасть и поранить рук.

Сложна и многогранна работа социального педагога. Сколько надо знать, уметь и успеть, чтобы найти подход к каждому ребёнку, ведь каждый — это личность!

Работа социального педагога не дает моментальных результатов, ее эффект нельзя просчитать, результаты работы могут появиться спустя несколько лет.