Макарова

Творческое эссе «Моя педагогическая деятельность»

«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках »

К.Орф.

Однажды в начальной школе мы писали сочинение «Письмо из будущего моей первой учительнице». Помню, я подробно описала, как став взрослой учу детей понимать и любить музыку. Так что в выборе профессии сомнений у меня не было никогда.

В пять лет, впервые перешагнув порог музыкальной школы, я открыла для себя волшебный, удивительный мир музыкальных звуков. Я училась играть на скрипке и фортепиано, училась слушать и чувствовать прекрасную музыку великих композиторов. Со временем я стала понимать, из чего складывается и состоит музыка. Я узнала, что в музыкальных произведениях есть мелодия, гармония, ритм. Музыка стала для меня языком, на котором говорит душа.

Повзрослев, я была неприятно удивлена тем, как большинство людей относятся к этому чуду — музыке. Для моих сверстников «любить музыку» означало слушать популярные хиты и ходить на дискотеки. Мои попытки объяснить друзьям, что мир музыки гораздо сложнее, обширнее и ярче вызывали лишь недоумение. И тогда мне открылась простая истина — человек одновременно должен осваивать родную речь и речь музыкальную, иначе будет поздно. Нет, взрослого человека вполне можно научить разбираться в «структуре» музыки, но чувствовать, любить и понимать музыкальные произведения можно научить только в детстве.

И вот я в детском саду. «За плечами» знания, полученные в музыкальной школе, училище, институте, перед глазами удивленные детские личики, а в душе страх — как объяснить этим крохам, не умеющим толком говорить, что такое музыка? Но, ни в коем случае нельзя показать, что боишься, что сомневаешься, иначе эти чуткие сердца перестанут тебе доверять, и тогда всё пропало. И я беру малышей за руку, и веду их в сложнейший мир музыкальных звуков тропами, доступными их пониманию. И сложное становится простым, увлекательным. Игра становится нашим постоянным спутником.

Как же узнать, в каком домике спрятался зайка? — И мы идём вместе с движением мелодии вверх или вниз по тропинке к его избушке.

Под каким пенёчком конфета для медвежонка? — И мы различаем их голоса: высокий, средний и низкий.

Откуда звучат трели соловья? — И мы внимательно вслушиваемся в изменение динамики его песни.

Дети стучат молоточками по металлофону, гремят погремушками. Их движения неуверенные, осторожные. Но это не баловство — это музыка дождя и ветра.

И малыши делают удивительное открытие — оказывается, музыка может рассказывать о том, что им так близко, так знакомо. О маленькой кошечке, о неуклюжем медвежонке, о больной куколке. Дети растут, их знания расширяются. Музыкальный паровозик, умеющий гудеть длинными и короткими звуками, знакомит ребят с длительностями и паузами. Дошколята составляют ритмические рисунки и проигрывают их на ударных инструментах.

А на «музыкальном коврике» живут звуки разной высоты. Из них совершенно самостоятельно можно сложить любую мелодию и проиграть её на металлофоне.

А как интересно смотреть мультфильмы о знаменитых, талантливых композиторах, о народных инструментах. Как увлекательно разгадывать, какие картины рисует нам музыка, какие истории рассказывает.

И вот мои выпускники — моя гордость! Они прекрасно знают состав симфонического оркестра, любят оперы и балеты, сочиняют музыкальные сказки, играют в детском оркестре по нотам. Они с лёгкостью управляют своим голосом — этим уникальным инструментом. Мои юные артисты выступают на городской сцене, участвуют в районных конкурсах, и ощущение собственной значимости побуждает их двигаться дальше.

Возможно, они никогда не станут великими певцами и музыкантами, но я искренне верю, что первые музыкальные знания помогут им в дальнейшем любить и понимать прекрасное, ведь человек с красивой душой совершает только красивые поступки! И если, в результате моей работы, мир станет хоть немного лучше, я живу не зря.