Старший воспитатель

«Эстетическое воспитание в дошкольном учреждении»

ЭСТЕТИКА (от греческого — чувствующий, чувственный) — философская наука, изучающая сферу эстетического, как специфическое проявление ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей. (А.М. Прохоров) «Большой энциклопедический словарь».

В педагогике эстетическое воспитание — это целенаправленный процесс формирования у детей способности видеть, слышать, чувствовать красоту окружающего мира, искусства и создавать её. Эстетическое воспитание — это важная сторона полноценного развития ребёнка.

Эстетическое воспитание способствует развитию эмоционально — чувственной сферы:

  1. Формируется сенсорная культура ребёнка (дети слушают звуки леса, пение птиц, шорох листвы; рассматривают красоту и окраску деревьев; вдыхают ароматы цветов, лугов, полей);
  2. Формируются эстетические представления о поступках, манерах поведения;
  3. Эстетическое воспитание усиливает: умственное воспитание (развивается воображение, слуховая и зрительная память, расширяются знания о народно — прикладном искусстве, музыке); физическое воспитание (музыка, художественное слово, красочная атрибутика способствуют формированию темпа, ритма движений, пластики, положительного отношения к физической культуре); нравственное воспитание, т.к. в красоте природы, искусстве — заложена самая огромная воспитательная сила, которая заставляет ребёнка соблюдать правила бережного отношения к природе, к окружающей обстановке.

Эстетическое воспитание осуществляется в процессе решения следующих задач:

  1. Развитие у детей эстетического восприятия— это значит, научить ребёнка видеть красоту в обыденном (красивые шторы, салфетки, игрушки, мебель); в искусстве (в иллюстрациях детских книг, песнях, потешках); красоту в человеческих поступках, отношениях и эмоционально на это откликаться.
  2. Формирование элементарного эстетического сознания, т.е. то, что дети должны знать: сенсорные эталоны (цвета, формы, величины, характеристики звука и т.д.); эмоциональные эталоны (грусть, радость, удивление, испуг); виды и жанры искусства (театр, музыка, поэзия, фольклор, танцы, песни, живопись, скульптура, архитектура, графика, имена художников, поэтов, композиторов и их творчество, народно — прикладное искусство).
  3. Освоение детьми разных видов художественно — эстетической деятельности:художественно — речевая деятельность (заучивание стихов); музыкально — пластическая деятельность (на занятиях дети поют, танцуют); изобразительная деятельность (на занятиях дети лепят, рисуют, клеят); театрализованная деятельность (разнообразные виды детского театра — театр БИБАБО, плоскостной, теневой, пальчиковый, спектакли с участием детей и т.д.)
  4. Развитие у каждого ребёнка художественно — эстетических способностей:общих художественно — эстетических способностей (знание всех эталонов по сенсорике, умение наблюдать, анализировать); эмоциональной отзывчивости; творческого воображения; специальных художественно — эстетических способностей (в изобразительной деятельности — чувство цвета, композиции, глазомер, зрительная память, умелость рук; в художественно — речевой деятельности — интонационная выразительность речи, сила голоса, поэтический слух и т.д.)

Необходимо создавать специальные условия:

  1. Создание эстетической предметно — развивающей среды: эстетика быта (чистота в группе; гармоничное сочетание цвета штор, обоев, покрывал в спальне; эстетическая продуманность мебели, оборудования);
  2. Насыщение групп предметами искусства: картины, панно, вазы, предметы народно — прикладного творчества;
  3. Наличие в группе книжного, изобразительного, театрального, музыкального уголков;
  4. Необходимо следить за внешним обликом окружающих людей: воспитатель, младший воспитатель и другие работники дошкольного учреждения (красивые, опрятные, хорошие манеры поведения и общения);
  5. Необходимо, чтобы в группах были уголки природы, на улице — огород, клумбы, зелёные насаждения;
  6. Необходимо проводить праздники и развлечения для детей и родителей с музыкой, стихами, сценками, танцами;
  7. Необходимо обеспечивать художественно — эстетическую деятельность детей: изобразительную (рассматривание картин, рисование, лепка, аппликация); музыкально — пластическую (музыка, танцы); художественно — речевую (стихи, рассказы); театрализованную.

Эстетическое воспитание в детском саду — это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия ребенком от простого к сложному. В связи с этим художественно — эстетическое воспитание является сложным и длительным процессом: дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Давайте же воспитывать в наших детях чувство прекрасного, которое они пронесут через всю свою жизнь!