Доступная среда

Речь взрослых

Консультация для родителей учителя-логопеда Чукариной Н.К.

Речь взрослых

Речь родителей, которые постоянно общаются со своими детьми- своеобразный важный источник, из которого дети получают образец родного языка, культуры речи. И, насколько правильным будет этот образец, настолько грамотной и содержательной будет речь ребёнка.

В речи взрослых людей можно заметить следующие недостатки:

  • нечеткое артикулирование звуков в процессе речи;
  • побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как
  • пишутся ([ЧТО] вместо [ШТО], [ЕГО] вместо [ЕВО]);
  • произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями
    местного говора;
  • неправильное ударение в словах;
  • монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
  • ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
  • многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
  • насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
  • использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
  • частое, не всегда к месту, употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки! Катенька, убери чашечку со столика!);
  • засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.)
  • копирование речи малышей, «сюсюканье»;
  • использование в речи слов, непонятных детям и т.д.

Для того, чтобы речь Вашего ребёнка не стала точной копией неправильной речи взрослого важно придерживаться следующих правил:

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • четко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривая окончания слов и каждое слово во фразе;
  • строго придерживаться в речи орфоэпических норм, правильно ставить ударения в словах;
  • использовать средства интонационной выразительности речи: силу голоса, темп, логические ударения, паузы;
  • общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Ведя диалог, следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
  • связно и в доступной форме передавать содержание текстов, точно ис­пользуя слова и грамматические конструкции с учетом возраста ре­бенка и уровня его речевого развития;
  • использовать в разговоре с детьми доброжелательный тон.

Ни в коем случае, не следует наказывать ребенка за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Давайте ему ЕЖЕДНЕВНО правильный образец речи взрослого и Вы очень скоро заметите результат!