Доступная среда
Речь взрослых
Консультация для родителей учителя-логопеда Чукариной Н.К.
Речь взрослых
Речь родителей, которые постоянно общаются со своими детьми- своеобразный важный источник, из которого дети получают образец родного языка, культуры речи. И, насколько правильным будет этот образец, настолько грамотной и содержательной будет речь ребёнка.
В речи взрослых людей можно заметить следующие недостатки:
- нечеткое артикулирование звуков в процессе речи;
- побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как
- пишутся ([ЧТО] вместо [ШТО], [ЕГО] вместо [ЕВО]);
- произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями
местного говора; - неправильное ударение в словах;
- монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
- ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
- многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
- насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
- использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
- частое, не всегда к месту, употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки! Катенька, убери чашечку со столика!);
- засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.)
- копирование речи малышей, «сюсюканье»;
- использование в речи слов, непонятных детям и т.д.
Для того, чтобы речь Вашего ребёнка не стала точной копией неправильной речи взрослого важно придерживаться следующих правил:
- правильно произносить все звуки родного языка;
- четко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривая окончания слов и каждое слово во фразе;
- строго придерживаться в речи орфоэпических норм, правильно ставить ударения в словах;
- использовать средства интонационной выразительности речи: силу голоса, темп, логические ударения, паузы;
- общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Ведя диалог, следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
- связно и в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учетом возраста ребенка и уровня его речевого развития;
- использовать в разговоре с детьми доброжелательный тон.
Ни в коем случае, не следует наказывать ребенка за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Давайте ему ЕЖЕДНЕВНО правильный образец речи взрослого и Вы очень скоро заметите результат!