Методическая копилка

Евдакова О.Н. «Формирование ценностного отношения к сверстнику, как средство предупреждения агрессии у детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность проблемы формирования ценностного отношения к сверстнику, как средство предупреждения агрессии у детей старшего дошкольного возраста, объясняется тем, что агрессия и насилие относятся к числу наиболее серьезных проблем, перед которыми сегодня оказалось человечество.

Агрессивность является отражением тех кризисных явлений, которые переживает наше общество. Возрастает духовная деградация общества, утрачиваются общечеловеческие ценности, наблюдается утрата уважения к нравственным ценностям. Возрастает уровень взаимной агрессии в семье в связи с потерей материального благополучия и политической нестабильностью в обществе. Семьи легко распадаются, дети становятся добычей криминальных элементов. Отношения между людьми резко обострились: появились озлобленность, эгоизм, пренебрежение к интересам окружающих, вседозволенность в выборе средств поведения, потеря уважения к другим. Тревожным симптомом является рост числа агрессивных детей в дошкольных организациях.

Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Можно полагать, что это отношение отражает особый склад личности, ее направленность, которая порождает специфическое восприятие другого как врага.

Необходимость формирования ценностного отношения к сверстнику так же обусловлена тем, что такое отношение является стержнем нравственных норм и состоит в умении учитывать и принимать позицию другого, уважать чужое мнение, проявлять готовность к сотрудничеству, оказывать помощь и поддержку, что ведет к снижению агрессивности детей дошкольного возраста. Однако, многие педагоги не подготовлены к новому гуманистическому воспитанию, основой которого является ценностное отношение воспитателя к ребенку, которое копируется детьми в отношение к сверстнику.

Методологическую основы данной проблемы составляют взгляды известных педагогов и психологов:

— основные положения теории ценностей (БрожинВ. М., Каган М. С., Кислов Б. А., Тугаринов В. П. и др.);

— психологические и педагогические исследования о преодолении детской агрессии (Реан А. А., Фурманов И. А. и др.);

— комплекс научных идей об отношениях личности (Бодалев А. А., Мясищев В. Н., Рубинштейн С. Л. и др.)

Агрессия — деструктивное поведение противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д. Но обычно с усвоением правил и норм поведения, эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения.

Взрослые не любят агрессию у детей. Подобные дети их раздражают и разговоры о них, как правило, ведутся в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «отвратительный», «хулиган» — такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения в детском саду, но и дома.

Довольно часто у этих детей наблюдается нарушение поведения.

Причинами нарушения поведения являются как психические и психофизиологические расстройства, обусловленные незрелостью или нарушениями нейродинамики, так и социальные и психологические проблемы, обусловленные незрелостью или несформированностью эмоционально — волевой сферы. В обоих случаях ребёнок проявляет неспособность управления собственным поведением.

Дети склонные к агрессивному поведению, зачастую имеют ряд психологических особенностей, провоцирующих их агрессивное поведение:

  • недостаточное развитие коммуникативных навыков;
  • сниженный уровень саморегуляции поведения;
  • не развитость игровой деятельности;
  • сниженную самооценку;
  • нарушения в отношениях со сверстниками и взрослыми;

Поэтому педагогам, сегодня, необходимо обеспечить психолого-педагогическое сопровождение таких детей, что является на сегодняшний день актуальным.

Под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем систему коррекционно-развивающей работы с детьми и их родителями по преодолению агрессии посредством внедрения активных психокоррекционных технологий основанных на формировании ценностного отношения к сверстникам.

Психокоррекционные методы играют важную роль, так как без них адаптация ребенка к окружающей социальной среде крайне затруднительна.

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии действительно сложен. Нужно помочь таким детям почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в окружающий мир, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.

Для решения выявленных проблем у детей, была разработана авторская программа коррекционно-развивающей психолого- педагогической работы по преодолению агрессии у детей старшего дошкольного возраста: «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКУ, КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» для воспитателей ДОО, в которой определена модель совместной работы педагога — психолога с детьми и их родителями, включающая психотерапевтические технологии.

Программа направлена на помощь детям 6 — 7 лет, с нарушениями в поведении и развитии.

Её основное назначение: психологическая коррекция агрессивного поведения, развитие коммуникативных навыков, повышение самооценки, создание условий для снижения агрессивных проявлений в поведении детей, развитие игровой деятельности, смягчение эмоционального дискомфорта, формирование эмоциональной устойчивости и ценностного отношения у детей старшего дошкольного возраста.

Основная цель программы: коррекция агрессивного поведения у детей 6 — 7 лет.

В соответствии с этой целью формируются следующие задачи (коррекционные, профилактические, развивающие):

  • развить способность осознания и принятия детьми собственного чувства гнева;
  • обучение способам отреагирования гнева в приемлемой форме;
  • обучение приемам саморегулирования своего эмоционального состояния;
  • формирование произвольного поведения;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • стимуляция у детей гуманных чувств по отношению к сверстникам;
  • формирование способности использовать агрессивные действия в социально желательных целях;
  • снижение тревожности, формирование доверия к миру;
  • формирование позитивных эмоций, положительной самооценки, повышение самоуважения, укрепление чувства взрослости;
  • считывание эмоциональных состояний детьми друг у друга;
  • демонстрация вариантов правильного поведения.

Программа создана на основеследующих авторских программ и технологий: Жучкова Г. Н. «Нравственные беседы с детьми», Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Программа «Давайте жить дружно!», Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Программа «Злюсь, боюсь, радуюсь!», Пазухина И. А. «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников», Набойкина Е. Л. «Сказки и игры с особым ребенком».

В программе используются игры и упражнения следующих авторов: И. А. Пазухина, С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник, Н. Л. Кряжева, О. В. Хухлаева, Н. И. Монакова, Т. А. Крылова, А. Г. Сумарокова, О. В. Баженова, М. И. Чистякова и др.

В основе предлагаемой программы лежит личностно — ориентированная модель взаимодействия с детьми. При такой модели взаимодействия и педагог — психолог, и ребенок в равной мере признаются в качестве субъектов педагогического процесса, основные противоречия преодолеваются не за счет принуждения, а посредством сотрудничества.

Основной подход, используемый в программе — поведенческий. Главная задача коррекции в рамках поведенческого подхода — усвоение ребенком новых реакций, направленных на формирование адаптивных форм поведения, и угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Различные психорегулирующие упражнения закрепляют усвоенные реакции.

Коррекционно — развивающую работу по преодолению агрессии у детей осуществляла по следующим направлениям:

  • Психодиагностика,
  • Психокоррекция,
  • Просветительская работа,
  • Психоконсультирование.

Главное в направлениях — проявление способности управлять эмоциями, т. е. произвольность поведения. Развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность к обучению в школе.

Мы предлагаем следующие этапы реализации программы:

1 этап — организационный, подготовительный

  • изучение и анализ проблем по проявлению агрессии у детей старшего дошкольного возраста;
  • выяснение возможных причин агрессивного поведения;
  • определение путей коррекции агрессивного поведения у детей 6 — 7 лет;
  • поиск и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в практику идеи коррекционно — развивающей психолого — педагогической работы по преодолению агрессии у детей старшего дошкольного возраста.

2 этап — практический

  • внедрение коррекционно — развивающих занятий педагога — психолога с детьми;
  • обработка и интерпретация результатов проведенной коррекционно — развивающей работы;
  • поиск оптимальных способов реализации коррекционно — развивающих программ;
  • определение инновационных методов и приемов работы, используемых в ходе создание условий для снижения агрессивных проявлений в поведении у детей старшего дошкольного возраста.

3 этап — обобщающий

  • обработка и интерпретация результатов коррекционно — развивающих психолого — педагогических занятий по преодолению агрессии у детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • определение перспектив и путей дальнейшего развития дошкольников.

Занятия рассчитаны на 6 месяцев.

Возраст детей 6 −7 лет.

Всего 24 занятия.

Продолжительность каждого занятия 25 — 30 минут и 5 минут на подготовку материала, так как большая продолжительность занятий снижает продуктивность работы.

Проводятся один раз в неделю.

Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности.

Форма проведения занятий: групповая, мы считаем, что при такой форме работы наиболее успешно происходит нейтрализация психологического барьера, что позволяет ребенку чувствовать себя равным членом группы.

Групповая работа также предоставляет возможность для развития коммуникативных навыков и навыков общения, необходимых для установления дружественных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками.

Кроме того, групповая работа позволяет активно использовать приемы моделирования ситуаций взаимодействия, позволяющих акцентировать внимание членов группы на сильных качествах каждого ребенка, что является важным этапом в развитии детей.

Численность детей в группе: 4 — 6 человек.

Во время занятий рекомендуется рассаживать детей полукругом или кругом — на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В зависимости от хода занятий дети могут передвигаться по игровой комнате.

Коррекционная работа по преодолению агрессивных проявлений в поведении у детей 6 — 7 лет будет более успешной при следующих условиях

  1. Создание атмосферы искренности, доверия, тепла, тем самым обеспечение прочности, единства межличностных взаимодействий между детьми. Главная установка — на успех у каждого ребенка.
  2. Внимательное и уважительное отношение к индивидуальным склонностям и способностям детей. Поддержка и развитие того, что самобытно, оригинально, что является ценным вкладом каждого ребенка.
  3. Учет добровольности детей при выполнении упражнений.
  4. Поощрение и поддержка попытки детей овладеть своим поведением, объяснить свою позицию, внимание к тому, что делаешь, думаешь, чувствуешь сам и другие люди.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме с использованием:

  • Развивающие игры (игры — драматизации, сюжетно — ролевые, игры на развитие навыков общения);
  • Упражнения (подражательно — исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);
  • Рассматривание рисунков и фотографий;
  • Беседы;
  • Слушание музыки;
  • Рисование;
  • Упражнения подражательно — исполнительского и творческого характера;
  • Сочинение историй.

Занятия включают в себя следующие компоненты:

  1. Приветствие (5 мин)
  2. Основная часть (20 мин)
  3. Рефлексия занятия, прощание (5мин)

Ожидаемые результаты реализации программы

1. Проведение данного курса будет способствовать развитию коммуникативных навыков, повышению самооценки, устранению агрессивных проявлений в поведении детей, развитию игровой деятельности, смягчению эмоционального дискомфорта, формированию эмоциональной устойчивости и ценностного отношения к сверстникам.

2. Разработка и проведение занятий будут способствовать повышению профессиональной компетентности педагога.

Разработанная нами программа, которая основана на принципах: принцип ориентации на социально-ценностные отношения, принцип субъективности, принцип принятия ребенка как данности, является эффективной и направлена на снижение агрессии детей старшего дошкольного возраста.

Мы считаем, что нам удалось найти такое содержание для занятий и бесед, которое отвечает запросам и интересам детей, учит их рассуждать, раздумывать; вызывает положительные чувства; побуждает к активному взаимодействию; способствует формированию ценностного отношения друг к другу.

Таким образом, агрессию старших дошкольников можно предупредить, если воспитательно-образовательная работа будет направлена на формирование ценностного отношения к сверстнику; если воспитатель будет проявлять ценностное отношение к каждому ребенку в процессе личностно-ориентированного взаимодействия, а так же, если будет применяться методика работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию ценностного отношения к сверстнику.

Скачать презентацию