Методическая копилка

Кравченко Л.П. Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе

Конспект НОД  по познавательно – исследовательской деятельности детей в старшей группе на тему: «Космическое путешествие».

Автор: Кравченко Людмила Павловна, воспитатель высшей квалификационной категории

Цель: Формирование у детей представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми; социально — нравственных черт личности, стремление быть похожими на героев своей страны.

Задачи:

Образовательные: Расширить, закрепить знания о строении Солнечной системы (названия планет, их расположении и движении относительно Солнца). Способствовать представлению целостной картины мира.

Развивающие: Развивать познавательно — исследовательскую деятельность. Развивать любознательность, интерес к космосу, физической подготовке космонавтов.

Воспитывающие: Воспитывать чувство гордости за своё Отечество, уважения к первооткрывателям космоса.

Предварительная работа: Познавательные беседы: О празднике 12апреля — " День космонавтики«; О вечернем небе, о космосе; «Земля — планета, на которой мы живем». Занятие «Ознакомление с основными планетами». Рассматривание картинок, загадывание загадок. Разучивание пальчиковой гимнастики, стихотворения, считалки.

Словарная работа: Вселенная. Атмосфера. Названия планет. Космос.

Методические приёмы: Наглядный, словесный, игровой, практический.

Оборудование: Ракета, конструктор, модель солнечной системы, иллюстрации.

План:

— Организационный момент.

— Беседа о космосе, о космонавтах.

— Открытие школы космонавтов.

— Космическое путешествие.

— Конструирование роботов.

— Возвращение на Землю.

— Интервью с корреспондентом.

Ход:

Звучит космическая музыка, дети заходят в зал.

Добрый день! Добрый день! Нам здороваться не лень.

Этими словами здороваемся с вами. ( Проходите, присаживайтесь.)

— Ребята, я вам загадаю загадку, а отгадкой- будет то, что ждёт нас сегодня впереди.

Состоит из точек свет,

Полна горница планет.( Космос).

Да, совершенно верно. Слайд — изображение космоса.

А что такое космос?

Космос — это таинственный и манящиймир звёзд, планет, астероидов икомет, пронзающих безвоздушноепространство.Ещё космос называют другим, словом Вселенная. Повторим хором.

— Ребята, а вы бы хотели побывать в космосе?

— А кем для этого надо стать, чтобы полететь в космос?

— Каким должен быть космонавт? ( Смелым, храбрым, сильным, мужественным, здоровым, умным).

— Как называется костюм космонавта? (Скафандр).

— Для чего он служит? (Для защиты человека при выходе в открытый космос).

— На чём можно полететь в космос?

— Как называют ещё ракету? Почему? ( Потому что, длинный, как корабль.)

— Какие животныепервыми полетели в космос и вернулись на Землю? ( Собаки — Белка, Стрелка).

— Чем знаменательна дата 12 апреля?

— Кто был первым в мире космонавтом?

— Правильно. Первым в мире космонавтом был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин. И наш народ гордитьсяэтим. Почему?

— Кто знает стихотворение об этом замечательном человеке?

Юрий Гагарин.

В космической ракете,

С названием «Восток».

Он первым на планете,

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни,

Весенняя капель.

Навеки будут вместе,

Гагарин и апрель.

В. Степанов.

— Как фамилия первой женщины космонавта? (В. Терешкова.)

— Где стартуют космические корабли?

— Почему человек захотел полететь в космос?( Чтобы узнать, как устроен космос, есть ли там жизнь.)

— А сейчас я вам,

Ещё вопрос задам.

Школу юных космонавтов,

Вы хотели бы, ребята,

Собираюсь я открыть.

В эту школу поступить?

— Тогда! Выходи на тренировку!

Начинаем подготовку!

Построение:

— В колонну по одному становись! — Равняйсь! Смирно! Направо, шагом марш

— Ходьба на носках, на пятках. Перестроение в круг: положить руки на плечи друг другу — покачивание с ноги на ногу. Присесть, встать. Перестроение в колонну.

— Подготовкой я довольна,

Каждый к вылету готов.

Пальчиковая гимнастика.

Ждут нас быстрые ракеты, (Руки вверх, соединить пальцы).

Для прогулок на планеты.

На какую захотим, (Руку ко лбу, повороты в стороны).

На такую полетим.

Но в игре один секрет, (Указательный палец.)

Опоздавшим места нет! (Идём к ракете.)

— Ребята, задание мы выполнили но, чтобы зайти внутрь ракеты, нам нужно убрать лишнюю картинку.

— Что изображено на этих картинках? (Ракета, планета, звезда, ключ.)

— Как вы думаете, которая из них не относится к космосу? (Ответ)

(Звуковой сигнал)

Правильно. Вход открыт. Проходите и займите места в ракете.

— Сегодня наш отряд юных космонавтов отправляется в космическое путешествие. Мы совершим полёт по солнечной системе.

— Давайте посмотрим на карту путешествия. Нам предстоит стартовать с Земли, побывать возле Солнца, облететь планеты.

— За нашим полётом будет наблюдать Центр управления — наши гости. Пристегните ремни. Обратный отсчёт: дыхательная гимнастика — через нос набрать воздух — 10.9.8.7.6.5.4.3.2.1 Пуск! Слайд — изображение взлёт ракеты.

— Пока летим к планетам проверка знаний.

— На какой планете мы живём?

— Как называются люди на этой планете?

— Какой формы наша планета?

— Какой формой представляли нашу Землю люди в прошлом?

— Как называется естественный спутник Земли?

— Человек создал и запустил на околоземную орбиту искусственные спутники земли. Спутники ловят сигналы и передают их в нужное место.

— А скажите, пожалуйста, как вы думаете, что может произойти на планете Земля, если спутники перестанут работать? (Исчезнет мобильная связь, перестанет работать Интернет, телевидение).

— Будьте внимательны, мы приближаемся, к Солнцу. Наш корабль находится в солнечной системе. Ознакомимся с её достопримечательностями.

Центр системы — Солнце. Слайд — изображение Солнца.

Можно высадиться на Солнце? Почему? — Солнце очень горячее, к нему нельзя приближаться, потому что сгоришь.

— Правильно. Солнце — это огненный шар, где сгорают даже камни. Свет и жар доходят и до нас, и если бы у нашей планеты не было атмосферы, всё живое на земле сгорело бы.

Атмосфера — газовая оболочка, как воздушное одеяло окутывает Землю и спасает от жгучего солнца. Повторим хором. Слайд — Атмосферы.

Солнце — звезда, вокруг которого вращаются планеты, какие ближе, какие дальше. В Солнечной системе 8 планет. И сейчас мы с вами каждую из нах рассмотрим.

1. На этой планете такая жара. Что там оказаться опасно, друзья.

— Какая это планета? Ближе всех к солнцу. — Меркурий. Слайд.

2. На этой планете тоже жарко, как в печи. Хоть пеки пироги. Как называется 2 планета от солнца — Венера. Слайд.

3. А эта планета нам всем дорога,

Нам жизнь подарила планета... Земля. На каком месте от Солнца находиться наша планета? На 3.

4. К планете Земля — это планета близка и похожа. Марс. Слайд. 4планета.

— Чем похожа?(4 времени года, смена дня и ночи.)

5. А эта планета гордится собой. Поскольку считается самой большой.

— Что за планета? Юпитер. Слайд

6. Планета кольцами окружена. И этим от всех отличалась она. Сатурн. Слайд. Орбита № 6.

7. А что за планета. Зеленовато- голубого цвета? Уран. Слайд. № 7.

8. Царь морской названье той планете дал. Он именем своим её назвал. Какая это планета? Нептун. Слайд. № 8.

— Все планеты заняли свои места и вращаются вокруг Солнца. Слайд Солнечной системы.

Кружит хоровод планет. У каждого свой размер и цвет. У каждой планеты есть свой путь — орбита. Для каждой планеты путь определён. Но только на Земле мир жизнью заселён. И посмотрите ещё раз, как прекрасна наша родная планета Земля.

— Ребята, мы побывали около всех планет, увидели и рассмотрели их.

— Продолжаем полёт.

Из Центра управления получен сигнал. Надо его расшифровать — видео.

SOS. SOS. Помогите, помогите. Мой корабль при посадке на Марс сильно пострадал. Я не могу его починить один. Прошу выслать мне роботов на помощь!

Ребята, давайте поможем инопланетянину, и сконструируем роботов в нашей лаборатории. (Ответ детей). Пройдемте в лабораторию. Посмотрите здесь много разных деталей. Давайте рассмотрим, из чего состоит робот. Самостоятельное выполнение задания. Рассматривание работ.

С работой мы справились. А доставкой роботов будет заниматься Центр управления.

— Нам пора возвращаться на Землю.

Мы уселись на места. Закрываем все глаза.

Мы теперь уж не сидим. А летим, летим, летим. Звучит музыка.

Прилетели. Мы на родной Земле. Наше космическое путешествие закончилось.

— Встречает корреспондент: Я корреспондент Газеты «Мир науки». Рада, что удачно приземлились. Скажите, где вы были? Что интересного видели? Чем занимались в космосе? Чем планета Земля отличается от других? Понравилось вам космическое путешествие? Спасибо за интервью.

Музыка — летит шаттл — доставка угощения от инопланетянина.