Методическая копилка
Кравченко Л.П. Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности детей в старшей группе на тему: «Космическое путешествие».
Автор: Кравченко Людмила Павловна, воспитатель высшей квалификационной категории
Цель: Формирование у детей представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми; социально — нравственных черт личности, стремление быть похожими на героев своей страны.
Задачи:
Образовательные: Расширить, закрепить знания о строении Солнечной системы (названия планет, их расположении и движении относительно Солнца). Способствовать представлению целостной картины мира.
Развивающие: Развивать познавательно — исследовательскую деятельность. Развивать любознательность, интерес к космосу, физической подготовке космонавтов.
Воспитывающие: Воспитывать чувство гордости за своё Отечество, уважения к первооткрывателям космоса.
Предварительная работа: Познавательные беседы: О празднике 12апреля — " День космонавтики«; О вечернем небе, о космосе; «Земля — планета, на которой мы живем». Занятие «Ознакомление с основными планетами». Рассматривание картинок, загадывание загадок. Разучивание пальчиковой гимнастики, стихотворения, считалки.
Словарная работа: Вселенная. Атмосфера. Названия планет. Космос.
Методические приёмы: Наглядный, словесный, игровой, практический.
Оборудование: Ракета, конструктор, модель солнечной системы, иллюстрации.
План:
— Организационный момент.
— Беседа о космосе, о космонавтах.
— Открытие школы космонавтов.
— Космическое путешествие.
— Конструирование роботов.
— Возвращение на Землю.
— Интервью с корреспондентом.
Ход:
Звучит космическая музыка, дети заходят в зал.
Добрый день! Добрый день! Нам здороваться не лень.
Этими словами здороваемся с вами. ( Проходите, присаживайтесь.)
— Ребята, я вам загадаю загадку, а отгадкой- будет то, что ждёт нас сегодня впереди.
Состоит из точек свет,
Полна горница планет.( Космос).
Да, совершенно верно. Слайд — изображение космоса.
А что такое космос?
Космос — это таинственный и манящиймир звёзд, планет, астероидов икомет, пронзающих безвоздушноепространство.Ещё космос называют другим, словом Вселенная. Повторим хором.
— Ребята, а вы бы хотели побывать в космосе?
— А кем для этого надо стать, чтобы полететь в космос?
— Каким должен быть космонавт? ( Смелым, храбрым, сильным, мужественным, здоровым, умным).
— Как называется костюм космонавта? (Скафандр).
— Для чего он служит? (Для защиты человека при выходе в открытый космос).
— На чём можно полететь в космос?
— Как называют ещё ракету? Почему? ( Потому что, длинный, как корабль.)
— Какие животныепервыми полетели в космос и вернулись на Землю? ( Собаки — Белка, Стрелка).
— Чем знаменательна дата 12 апреля?
— Кто был первым в мире космонавтом?
— Правильно. Первым в мире космонавтом был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин. И наш народ гордитьсяэтим. Почему?
— Кто знает стихотворение об этом замечательном человеке?
Юрий Гагарин.
В космической ракете,
С названием «Восток».
Он первым на планете,
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни,
Весенняя капель.
Навеки будут вместе,
Гагарин и апрель.
В. Степанов.
— Как фамилия первой женщины космонавта? (В. Терешкова.)
— Где стартуют космические корабли?
— Почему человек захотел полететь в космос?( Чтобы узнать, как устроен космос, есть ли там жизнь.)
— А сейчас я вам,
Ещё вопрос задам.
Школу юных космонавтов,
Вы хотели бы, ребята,
Собираюсь я открыть.
В эту школу поступить?
— Тогда! Выходи на тренировку!
Начинаем подготовку!
Построение:
— В колонну по одному становись! — Равняйсь! Смирно! Направо, шагом марш
— Ходьба на носках, на пятках. Перестроение в круг: положить руки на плечи друг другу — покачивание с ноги на ногу. Присесть, встать. Перестроение в колонну.
— Подготовкой я довольна,
Каждый к вылету готов.
Пальчиковая гимнастика.
Ждут нас быстрые ракеты, (Руки вверх, соединить пальцы).
Для прогулок на планеты.
На какую захотим, (Руку ко лбу, повороты в стороны).
На такую полетим.
Но в игре один секрет, (Указательный палец.)
Опоздавшим места нет! (Идём к ракете.)
— Ребята, задание мы выполнили но, чтобы зайти внутрь ракеты, нам нужно убрать лишнюю картинку.
— Что изображено на этих картинках? (Ракета, планета, звезда, ключ.)
— Как вы думаете, которая из них не относится к космосу? (Ответ)
(Звуковой сигнал)
Правильно. Вход открыт. Проходите и займите места в ракете.
— Сегодня наш отряд юных космонавтов отправляется в космическое путешествие. Мы совершим полёт по солнечной системе.
— Давайте посмотрим на карту путешествия. Нам предстоит стартовать с Земли, побывать возле Солнца, облететь планеты.
— За нашим полётом будет наблюдать Центр управления — наши гости. Пристегните ремни. Обратный отсчёт: дыхательная гимнастика — через нос набрать воздух — 10.9.8.7.6.5.4.3.2.1 Пуск! Слайд — изображение взлёт ракеты.
— Пока летим к планетам проверка знаний.
— На какой планете мы живём?
— Как называются люди на этой планете?
— Какой формы наша планета?
— Какой формой представляли нашу Землю люди в прошлом?
— Как называется естественный спутник Земли?
— Человек создал и запустил на околоземную орбиту искусственные спутники земли. Спутники ловят сигналы и передают их в нужное место.
— А скажите, пожалуйста, как вы думаете, что может произойти на планете Земля, если спутники перестанут работать? (Исчезнет мобильная связь, перестанет работать Интернет, телевидение).
— Будьте внимательны, мы приближаемся, к Солнцу. Наш корабль находится в солнечной системе. Ознакомимся с её достопримечательностями.
Центр системы — Солнце. Слайд — изображение Солнца.
Можно высадиться на Солнце? Почему? — Солнце очень горячее, к нему нельзя приближаться, потому что сгоришь.
— Правильно. Солнце — это огненный шар, где сгорают даже камни. Свет и жар доходят и до нас, и если бы у нашей планеты не было атмосферы, всё живое на земле сгорело бы.
Атмосфера — газовая оболочка, как воздушное одеяло окутывает Землю и спасает от жгучего солнца. Повторим хором. Слайд — Атмосферы.
Солнце — звезда, вокруг которого вращаются планеты, какие ближе, какие дальше. В Солнечной системе 8 планет. И сейчас мы с вами каждую из нах рассмотрим.
1. На этой планете такая жара. Что там оказаться опасно, друзья.
— Какая это планета? Ближе всех к солнцу. — Меркурий. Слайд.
2. На этой планете тоже жарко, как в печи. Хоть пеки пироги. Как называется 2 планета от солнца — Венера. Слайд.
3. А эта планета нам всем дорога,
Нам жизнь подарила планета... Земля. На каком месте от Солнца находиться наша планета? На 3.
4. К планете Земля — это планета близка и похожа. Марс. Слайд. 4планета.
— Чем похожа?(4 времени года, смена дня и ночи.)
5. А эта планета гордится собой. Поскольку считается самой большой.
— Что за планета? Юпитер. Слайд
6. Планета кольцами окружена. И этим от всех отличалась она. Сатурн. Слайд. Орбита № 6.
7. А что за планета. Зеленовато- голубого цвета? Уран. Слайд. № 7.
8. Царь морской названье той планете дал. Он именем своим её назвал. Какая это планета? Нептун. Слайд. № 8.
— Все планеты заняли свои места и вращаются вокруг Солнца. Слайд Солнечной системы.
Кружит хоровод планет. У каждого свой размер и цвет. У каждой планеты есть свой путь — орбита. Для каждой планеты путь определён. Но только на Земле мир жизнью заселён. И посмотрите ещё раз, как прекрасна наша родная планета Земля.
— Ребята, мы побывали около всех планет, увидели и рассмотрели их.
— Продолжаем полёт.
Из Центра управления получен сигнал. Надо его расшифровать — видео.
SOS. SOS. Помогите, помогите. Мой корабль при посадке на Марс сильно пострадал. Я не могу его починить один. Прошу выслать мне роботов на помощь!
Ребята, давайте поможем инопланетянину, и сконструируем роботов в нашей лаборатории. (Ответ детей). Пройдемте в лабораторию. Посмотрите здесь много разных деталей. Давайте рассмотрим, из чего состоит робот. Самостоятельное выполнение задания. Рассматривание работ.
С работой мы справились. А доставкой роботов будет заниматься Центр управления.
— Нам пора возвращаться на Землю.
Мы уселись на места. Закрываем все глаза.
Мы теперь уж не сидим. А летим, летим, летим. Звучит музыка.
Прилетели. Мы на родной Земле. Наше космическое путешествие закончилось.
— Встречает корреспондент: Я корреспондент Газеты «Мир науки». Рада, что удачно приземлились. Скажите, где вы были? Что интересного видели? Чем занимались в космосе? Чем планета Земля отличается от других? Понравилось вам космическое путешествие? Спасибо за интервью.
Музыка — летит шаттл — доставка угощения от инопланетянина.