Методическая копилка

Евдакова О.Н. Консультация для воспитателей на тему: «Формирование патриотического самосознания и принципы народности в дошкольном воспитании»

Автор: Евдакова О.Н., старший воспитатель МБДОУ № 1 «Аленушка», высшая квалификационная категория. 

Современная духовная ситуация в России характеризуется напряженным поиском национально-культурной идентичности различных народов, новых ориентиров развития культуры и образования. Возрастает интерес к отечественной истории, народной культуре, национальным традициям, фольклору.

В связи с активизацией процесса возрождения культурно-исторического наследия различных этносов в России становится весьма актуальным изучение народной педагогики с ее богатым опытом воспитания. Это связано с расширением и углублением исторически сложившихся межкультурных связей народов многонациональной России, а также многовековым взаимодействием русской культуры с культурами других народов.

На этом фоне весьма актуальным становится развитие в отечественном образовании идеи народности, обращенной к истокам народной культуры и опирающейся на ее национальное своеобразие и особенности менталитета русского народа.

На сегодняшний день данная проблема актуальна не только в педагогическом смысле, но имеет в некоторой степени и политическое звучание. Возникновение различных националистических течений в обществе, межэтнические войны и конфликты, приведшие к человеческим трагедиям и многочисленным жертвам, побуждают более глубоко осмыслить необходимость сочетания национальных и общечеловеческих ценностей в образовании. Народной педагогике необходима четкая гуманистическая направленность, обеспечивающая воспитание толерантности и уважения к другим народам и культурам и исключающая различные формы этноцентризма и этнической нетерпимости.

В психолого-педагогической литературе представлены исследования отдельных аспектов развития народности, народной культуры и народной педагогики. Так, истоки идеи народности в образовании отражены в трудах классиков русской педагогики Ломоносова М.В., Ушинского К.Д., Толстого Л.Н. Свое развитие освещение данной проблемы получило в работах Белинского В.Г., Радищева А.Н., Чернышевского Н.Г., Добролюбова Н.А., Бунакова Н.Ф., Водовозова В.И., Сороки-Росинского В.Н., Лорки Д.О. и др.

В современной литературе философско-педагогический аспект развития идеи народности раскрывается в исследованиях Вдовина А.И., Гершунского Б.С., Марциновской Г.Д., Шириповой Н.И., Усенко О.Г., Ломакиной Н.Г., Зарипова А.Я., Гнатенко П.И. и др.

Таким образом, в научно-теоретическом плане актуальность исследования обусловлена необходимостью определения сущности идеи народности, выявления источников, критериев, условий ее развития в отечественном образовании.

Термин «народная педагогика» ввел в научный оборот К.Д.Ушинский еще в прошлом столетии. Народная педагогика изучает процесс взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт. Народная педагогика проявляется в моральных законах и обычаях, закрепляя сложившиеся традиции. Существуя со времен возникновения человеческого общества, она впитала в себя вековые обычаи и требования к воспитанию детей. Народная педагогика проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и детской одежде, в подвижных играх, детских орудиях труда, в детском фольклоре и во многих других элементах народной жизни.

Осознавая воспитание как важнейшую функцию старшего поколения, развития семейных традиций, ремесел, выживания рода, народ по крупицам собирал опыт каждой семьи, каждого селения. Этот опыт опробировался в течение многих поколений, обобщался народными сказителями в пословицах, сказках, былинах, песнях, обрядах и таким образом предавался потомкам. Новые поколения уточняли, дополняли педагогические заповеди предков, развивали их. Так формировалась педагогическая культура народа. Народная педагогика давала ребенку и его родителям полезные светы, рекомендовала разнообразные средства и приемы воспитания и организации досуга, знакомила с принятыми нормами поведения в различных ситуациях Общение взрослых с детьми, детей друг с другом через призму народной педагогики имело активную воспитательную нагрузку.

В этнопедагогике выделены следующие средства народного воспитания: слово, дело, религия, природа, искусство, традиции, игра, общественное мнение. В соответствии с этим методы народного воспитания можно объединить в следующие группы: воспитание словом, воспитание делом, воспитание религией, воспитание природой и искусством, воспитание традициями, воспитание игрой, воспитание общественным мнением.

Пословицы и поговорки

В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» — назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющие форму законченного предложения.

Конечной целью всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны они содержат педагогическую идею, с другой – оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности.

В пословицах получили отражения идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, влияние окружающей среды и общественного мнения.

В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от и употребления пропадет. Примером таковых служат русские пословицы, которые воспитатель может использовать в воспитательном процессе:

1. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

2. Где сосна взросла, там она и красна.

3. Велика святорусская земля, везде солнышко.

4. Русский человек без родни не живет.

5. Одна мать родна, и родина одна.

6. Всякому мила своя сторона.

Сказки

Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи – и окружающая природа. В большинстве сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение.

Народные песни

В песнях отражаются вековые чаяния, ожидания, мечты народа. Их роль в воспитании огромна. Герой- космонавт Андриан Николаев сказал: « Человек, если помнит главные песни своего народа, никогда не перестанет быть его настоящим сыном. Пусть даже возникнут трудности с материнским языком… благодаря поэтическим словам и красивым мелодиям, они оказывают на чувства и сознание детей сильное влияние и надолго сохраняются в их памяти».

Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи – этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Народные песни впитали в себя не только высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.

Народная игра

Многовековый опыт человечества показал, что игра – важнейшее средство воспитания ребенка. Она имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки и легенды. Народная игра содержит в себе информацию о многих поколениях, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа.

Народные игры – это игры, различные забавы, увеселения, зрелища, народные виды спорта, которые включают в себя элементы театра, цирка, танцевального, музыкального, поэтического и изобразительного искусства.

Традиции и искусство

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции.

Традиции многообразны. По ним можно судить о народе ли о какой-то стороне его бытия. Свойственная традициям черта консервативизм, порою оказывается благом, спасением, ибо является условием стабильности народа, устойчивости его нравственных основ, менталитета.

Искусство свидетельствует об общей устремленности народа к прекрасному. Народное искусство противостоит массовой культуре. Искусство – от словесного творчества до самой малой бытовой мелочи,- обогащая народную жизнь, пронизывая все поры народного существования, способствует укреплению народных традиций, утверждая народных педагогов и тем самым неоценимо в воспитании подрастающего поколения.

В детском саду отмечаются праздники. Важно, чтобы праздники проходили на основе русских традиций, так как это внесет разнообразие в жизнь детей. Им станет намного интересней, тем самым будет формироваться интерес к культуре русского народа.

Народная игрушка

Создавая игрушки народ преследовал разные цели. Одной из целей было развлечь дитя, занять игрой и привить первые трудовые навыки. На сегодня сохранилось достаточно много игрушек народного промысла. Следует знакомить современных детей с игрушками, которыми играли в прошлом. К народным игрушкам относятся: Городецкая, хохлома, глиняные игрушки (дымка, филимоново, каргополь), гжель, матрешки. Эти игрушки привлекают детей тем, что они необычны, они отличаются от современных игрушек. Воспитателю следует обратить на этот интерес особое внимание, так как через народную игрушку легче всего ознакомить с культурой русского народа. Рассказывая о том, как изготовляются игрушки, что это нелегкий труд, у детей вырабатывается чувство гордости за игрушки родного края, чувство уважения к мастерам, создавшим этиигрушки.

Методы народного воспитания

Рассмотрим теперь методы воспитания народной педагогики. Вековой опыт позволил народу выработать определенные дидактические приёмы и правила воспитания детей.

В житейской практике бытуют также методы воспитательного воздействия на детей, как разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, личный пример, показ упражнения, намёк, укор, осуждение, наказание и. т. д.

Разъяснения и убеждения применялись с целью формирования у детей положительного отношения к труду, достойного поведения в семье и обществе. Для народной педагогики особое значение имел показ способов выполнения различных видов сельскохозяйственного, ремесленного, бытового труда (обращение с инструментами и орудиями труда, обработка земли – полив, уборка урожая, уход за скотом, приготовление национальных блюд, ткачество, резьба, вышивание и. т. д.). После разъяснения и показа обычно вступали в силу упражнения, которые сопровождались советом: «Упражняй руки, выработай привычку к определённой работе». Прислушиваясь к совету взрослых, юноша и девушка должны были выработать у себя необходимые навыки и приёмы труда.

Назидание – наиболее распространенный приём в семейной педагогике. В памятниках старой педагогики встречается кодекс назиданийстаршего — младшему, учителя – ученику, народного мудреца – молодёжи, отца – сыну.

Характерно, что народные воспитатели позаботились, чтобы в свои афоризмы включить различные педагогические категории: наставление, предупреждение, упрёк, даже определённые педагогические условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на успех в любом деле. Эти условия обычно детерминируются словом «если». Казахи считают «Если возвратился из путешествия шестилетний, его должен навестить шестидесятилетний». Каракалпаки на основе житейской мудрости и философии советуют: «Если посеял просо, не жди пшеницы».

Распространённым методом народной педагогики является приучение. «Вещи моют водой, ребёнка воспитывают приучением», — говорит народ. Приучение типично для раннего детства. Приучают, например, в семье вечером вовремя ложиться спать, а утром рано вставать, содержать игрушки и одежду в порядке; приучают к навыкам культурного поведения: сказать «спасибо» за услуги взрослым, «доброе утро», «добрый день» родителям, старшим быть вежливым со сверстниками т. т. д. Приучая ребёнка, взрослые дают детям поручения, проверяют примеры и образцы поведения и действия.

Убеждение как метод воспитания содержит в себе разъяснение (объяснение) и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем чтобы ребёнок не колебался и не сомневался в разумности определённых понятий, действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт и потребность руководствоваться им.

Поощрение и одобрение как метод воспитания широко применялись в практике семейного воспитания. Ребёнок всегда испытывал потребность в оценке своего поведения, игры, труда. Устная похвала и одобрение родителей – это первое поощрение в семье. Зная роль похвалы как средства поощрения, народ замечает: «Дети и боги любят бывать там, где их хвалят». Родители обычно одобряют поведение, учебные и трудовые успехи детей словами «молодец», «хорошо», «очень хорошо». При этом народ педагогически очень разумно установил, что эти слова одобрения и похвалы должны произносится с улыбкой на лице. Если работа выполнена не на должном уровне, родители скажут: «Ничего», «Ладно, сойдёт», но без улыбки. Дети без труда понимают, как оценена их деятельность.

Учитывая воспитательную силу и эффективность намёка, народ создал свои поучительные сказки. Как верно замечает Г.Н. Волков, «педагогическая ценность намёка в том, что о недостатках поведения того или иного мальчика они позволяют говорить в безобидном тоне». Можно смело сказать, что в намёке выразился педагогический такт народа, его интуиция.

Личный пример (особенно родителей) – это самый радикальный, самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству – всё это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности. Народная мудрость говорит о том, что в воспитании следует использовать положительный пример: «Если у тебя взрослый сын -веди дружбу со скромным человеком, если у тебя взрослая дочь – веди дружбу с мастерицей»

Самой поэтической формой воспитательного воздействия на детей было родительское благославление. «Пусть будет благословлен твой дом, живи до свадьбы детей своих », — скажет народ человеку, создающему молодую семью. Народная педагогика не обходила вниманием и такие методы воспитания, как принуждение, наказание, порицание, запрет и упрёк. В народе чаще применялось словесное осуждение плохих поступков, опрометчивых действий. Осуждение сопровождалось внушением, чтобы ребёнок осознал свои ошибки и устранил их. Укор родителей применялся редко, в основном как одна из воспитательных мер предупреждения.

Скачать презентацию