Методическая копилка

Дейнега А.Г. Консультация для воспитателей на тему: «Роль современных педагогических технологий в формировании у дошкольников положительной мотивации к учению»

Автор: Дейнега Анна Гелиевна

старший воспитатель МБДОУ № 1 «Аленушка»

В последнее десятилетие в Российской Федерации предприняты шаги по содержательной модернизации системы образования, повышению его качества, интеграции в международное образовательное пространство.

Важнейшей тенденцией современного образования является обновление требований к педагогам дошкольных учреждений. Необходимость повышения профессиональной компетентности воспитателей детских садов связана с реализацией государственной программы «Развитие образования на 2013-2020 годы», внедрением Федерального государственного стандарта дошкольного образования (2013 г.).

Каковы же цели современного образования? Что изменилось? Как необходимо учить сегодня?

Все мы  помним, что в недалеком прошлом перед нами стояла задача – дать хорошие прочные знания обучающемуся. Мы старались «наполнить» каждого ребенка этими знаниями, предлагая ему готовый знаниевый продукт. И хотя, помимо знаний говорили ещё об умениях, навыках, особое внимание обращали на то, чтобы воспитанник как можно больше узнал на занятиях, мало обращая внимания на формирование этих умений.

ФГОС ДО, указывает на необходимость реформирования всей системыдошкольного образования, чтобы обучающиеся действительно стали центральной фигурой учебного процесса, т.е. должен быть организован процесс познания, а не школьного преподавания, как это было до сих пор при традиционном обучении. Это веление времени, т.к. современное общество стало в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Невозможно добиться подобного результата ничего не меняя в сложившейся системе. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.Сегодня  важно   сформировать у каждого обучающегося одну из ключевых компетенций - «научить учиться», в этом и будет состоять  эффективность образовательного процесса и тогда можно будет говорить о его качестве.  Невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук –это не в силах педагогов. Куда важнее дать детям «не рыбу, а удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем – «Чему учить?». Поэтому так актуальны, сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности детей, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенций.

Проблема мотивации обучения с давних пор занимает умы учёных, ей посвящено огромное количество публикаций, среди них работы Асеева В.Г., Васильева И.А., Леонтьева и других.

Не секрет, что можно поставить привлекательные и перспективные цели, разработать великолепные планы преобразования детского сада, установить в нем самое современное оборудование, но все окажется напрасным, если дети не захотят учиться в полную силу. Отсюда возникают вполне резонные вопросы:

  • Что побуждает детей хорошо учиться?
  • Почему дети, имеющие одинаковые условия обучения, учатся с различной эффективностью?
  • Что надо сделать, чтобы дети учились лучше?

Прежде чем ответить на них, несколько слов о самом процессе мотивации.

В самом общем виде    мотивация - представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.

Педагоги часто забывают о том, что многое из того, что им самим представляется важным и полезным, лишено смысла для детей. Положительная мотивация -  мощный фактор сохранения и развития здоровья детей.

Итак, мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать!Процесс формирования и закрепления у дошкольников положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности.

Какие факторы влияют на этот процесс?

Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности.  Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации обучения, являются:

  1. Содержание учебного материала.
  2. Стиль общения воспитателя  и детей.
  3. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.

Само по себе содержание (учебная информация) вне потребности ребенка не имеет для него никакого значения, а значит, не побуждает к обучению.Что делать? – Подавать его в такой форме, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы.

Таким образом, одним из средств формирования у дошкольников мотивации к учению являются инновационные технологии, т. е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия воспитателя и ребенка, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

На сегодняшний день образовательных технологий, применяемых в детских садах нашей огромной Родины, насчитывается более сотни. Среди них пристальное внимание следует уделить:

  • здоровьесберегающим технологиям;
  • технологиям, относящимся к проектной деятельности;
  • технологиям, используемым в исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационным технологиям;
  • технологиям, ориентированным на каждую отдельную личность (личностно-ориентированные);
  • технологиям портфолио дошкольника и воспитателя;
  • так называемым игровым технологиям.

Специалисты утверждают, что инновационные технологии в ДОУ внедрять не только можно, но и нужно. Однако следует учитывать, что к педагогическим технологиям, применяемым в образовательном процессе детей дошкольного возраста, предъявляется несколько строгих требований. К ним относятся:

  1. Концептуальность.
  2. Системность.
  3. Управляемость.
  4. Воспроизводимость.

Что можно сказать о здоровьесберегающих технологиях? Основная цель педагогов, применяющих в процессе обучения малышей здоровьесберегающие технологии, заключается в формировании у ребенка необходимых навыков по поддержанию своего здоровья, а также знаний, касающихся ведения здорового образа жизни.

Несколько слов о технологиях проектной деятельности. В детских садах проектная деятельность осуществляется педагогами совместно с их воспитанниками. Использование инновационных технологий в ДОУ в целом, и работа над различными проектами, в частности, приводят к тому, что ребенок получает знания, которые прочно закрепляются в его подсознании.

Внедрение инновационных технологий в ДОУ предполагает, кроме всего прочего, использование педагогами так называемой исследовательской деятельности. Что это означает? Прежде всего, речь идет о том, что усилия воспитателей направлены в первую очередь на то, чтобы сформировать у детей исследовательский тип мышления. Для этого в процессе обучения дошкольников педагоги прибегают к таким распространенным методам, как: постановка проблемы, ее всесторонней анализ, моделирование, наблюдение, экспериментирование, фиксация результатов, поиск решений и выбор лучшего из них.

Технология портфолио дошкольника. Портфолио - это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятель­ности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобраз­ный маршрут развития ребенка.

Использование личностно-ориентированных, а также игровых технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях. В зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша.

3. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

Бессмысленно отрицать тот факт, что современный мир значительно отличается от времен молодости наших бабушек и дедушек, и даже родителей. Сегодня такими передовыми технологиями, как компьютер, планшет или интерактивная доска не удивить ни одного дошколенка. Информационная эра диктует свои правила игры, игнорировать которые невозможно.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием  компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

Скачать презентацию