Педагог-психолог

Игры для детей от 2 до 7 лет. Идеи, чем занять малышей дома!

Не жалейте время на детей,

Разглядите взрослых в них людей,

Перестаньте ссориться и злиться,

Попытайтесь с ними подружиться.

 

Постарайтесь их не упрекать,

Вовремя послушать и понять,

Обогрейте их своим теплом,

Крепостью для них пусть станет дом.

 

Вместе с ними пробуйте, ищите,

Обо всем на свете говорите,

И всегда незримо направляйте.

И во всех делах им помогайте.

 

Научитесь детям доверять -

Каждый шаг не нужно проверять,

Мненье и совет их уважайте,

Дети — мудрецы, не забывайте!

 

И всегда надейтесь на детей,

И любите их душою всей

Так, как невозможно описать.

Вам тогда детей не потерять!

 

 

Большая стирка

Сообщите малышу, что его куколка (или другая игрушка) запачкала свой носовой платочек (носочек, шапочку и т.п.). Попросите его помочь куколке — устроить большую стирку. Налейте в таз воды, покажите малышу, какими движениями платочек нужно стирать, как его полоскать, отжимать и сушить. Помогите ребёнку выполнить все эти действия самостоятельно.

Это задание хорошо развивает моторику рук и мышление.

 

Прищепки

Протяните в комнате верёвочку. Попросите ребёнка помочь вам развесить с помощью прищепок белье — платочки, носочки, другую мелочь.

Это задание очень хорошо развивает детские пальчики, что хорошо сказывается на развитии речи и мышления малыша.

 

Искупай куклу Машу

Скажите малышу, что его кукла Маша (или другая игрушка) испачкалась, и что ей нужно помыться. Налейте в таз воды, предложите ребёнку искупать куколку, намылить её губкой, ополоснуть, закутать в полотенце.

Эта игра развивает пальчики ребёнка, а также его мышление.

 

Найди!

Поиграйте с ребёнком в «искалочку». Ищите вместе:

  • Что в этой комнате большое? А что маленькое?
  • Что в этой комнате твёрдое? А что мягкое?
  • Что в этой комнате ароматное?
  • Что в этой комнате синее, красное, жёлтое?
  • Что в этой комнате пушистое, красное, прозрачное, вкусное и так далее...

Эта игра развивает внимание ребёнка, расширяет его познания об окружающем мире и словарный запас.

 

Сортируем по цвету

Сортировка — один из самых популярных навыков, которые тренируют у детей от 2 до 3 лет.

Выложите перед ребёнком различные интересные предметы и предложите отсортировать их по цветам. Можно складывать предметы в разноцветные чашечки или стаканчики или использовать для этого цветные карточки. Можно выложить дно органайзера цветной бумагой и у вас получится захватывающее пособие для сортировки (такие органайзеры продаются в большинстве хозяйственных и строительных магазинов). Можно заняться сортировкой прямо на прогулке, собирая в контейнер от яиц интересные природные находки.

Эта игра помогает изучать цвета, а также развивает навык сортировки, а вместе с ним — логическое и математическое мышление.

 

Большой, поменьше, самый маленький

Предложите ребёнку выложить предметы по убыванию размера: большой, поменьше, самый маленький. Любая мама может нарисовать простые картинки для сортировки — птичек, домики, цветы или деревья. Это не сложно и по силам каждому. Ну и конечно, можно вообще ничего не рисовать, а использовать то, что окажется под рукой, например, рассадить игрушки по росту (самую большую игрушку — на самый большой коврик, игрушку поменьше — на коврик поменьше и т.д.). А затем угостить их вкусным чаем — каждой игрушке — чашечку своего размера.

 

Закончи рисунок

Эту игру стоит попробовать, если ребёнку уже исполнилось 2,5 года. Нарисуйте на карточках фрагменты простых геометрических фигур и незамысловатых картинок и попросите малыша закончить рисунок.

Это задание развивает логику, воображение и мелкую моторику. Начинать играть в эту игру, конечно же, стоит с самых простых заданий.

 

Повтори узор

Нарисуйте на 2-х листах бумаги А4 домики. В этих домиках много-много комнат. На одном листе нарисуйте в каждой комнате какой-нибудь предмет (это могут быть простые геометрические фигуры или мебель). Нарисуйте ещё отдельно такие же предметы и вырежьте (это могут быть вырезки из журналов с мебелью). Попросите ребёнка украсить второй домик точно так же, как первый, разложив похожие предметы.

Эта игра развивает внимание у детей. В неё легче играть детям, которым уже исполнилось 2,5-3 года.

 

Развиваем воображение

Что можно сделать с ватными шариками?

  • Слепить из нескольких маленьких шариков один большой шар.
  • Пересчитывать их.
  • Удерживать их на разных частях тела — голове, на плече или на носу.
  • Ходить, зажав шарики между пальцами ног.
  • Положив их на стол, стараться их сдуть.

 

Помоги мне, пожалуйста

Существует множество домашних дел, в которых малыш может принять непосредственное участие. Помочь вам на кухне, собрать ложки, одновременно развивая ловкость и сноровку пальцев. Сложить кастрюли одну в одну, закрыть их подходящими по размеру крышками. Помыть стол. Почистить, банан, или разложить салфетки около приборов. Развернуть пачку маргарина и т. д. В чём бы не помогал ребёнок, обязательно попросите его «Помоги мне, пожалуйста». Пока вы занимаетесь приготовлением обеда, дайте ребёнку различные баночки и крышки. Пусть подбирает подходящие и закручивает их на банки.

 

Собери палочки

Рассыпьте перед малышом длинные макароны или счётные палочки. Попросите его их собрать и опустить в узкое отверстие (дырочку в дуршлаге, бутылочку с узким горлышком, прорезь в коробочке). Собирать мелочь с ровной поверхности — непростая задача для детских пальчиков... Ну а уж опускать их в узкую щёлочку — и подавно.

Это упражнение развивает мелкую моторику, что положительно влияет на развитие речи и мышлении ребёнка.

 

Учимся различать формы

Походите по квартире и ищите только одну форму. Также можно открыть журнал и поискать там, например круги. В эту игру можно играть где угодно. Малыши от такой игры приходят в неописуемый восторг.

 

Вторая жизнь конструктора

Попросите малыша соотнести силуэты, нарисованные на бумаге, с объёмными фигурами конструктора. Это занятие станет намного интересней, если попробовать сложить из деталек конструктора симпатичную картинку.

 

Учимся распознавать звуки

Помогите малышу научиться распознавать звуки, которые его окружают. На улице обращайте внимание как стучит проезжающий трамвай или слушайте пение птиц... Ходите по квартире и прислушивайтесь к различным звукам, например, как тикают часы, попытайтесь им подражать. Сами можете стать источником звука — открывайте, закрывайте двери, стучите друг об друга деревянными ложками, наливайте в стакан воду. Поиграйте с ребёнком в игру: «Какой звук сейчас слышишь?». В эту игру можно играть перед сном. Во время сна могут мешать различные звуки. Помогите малышу свыкнуться с ними. Птицы, сирены, шум самолёта, машин и т.д.

Эта игра развивает внимание и облегчит вам процесс укладывания спать.

 

 

Пальчиковая гимнастика

Польза такой гимнастики неоспорима. Делая массаж руки и пальчиков, мы стимулируем работу внутренних органов и нервной системы малыша. Мамины прикосновения, ласковые поглаживания, улыбка, мягкий дружелюбный голос приносят малышам большую радость, возникает эмоциональная привязанность. Настроение ребёнка поднимается, он понимает мама его любит. Ни телевизор, ни прослушивание аудиозаписи не позволят установить тесную эмоциональную связь между ребёнком и мамой или папой. Кроме этого, пальчиковая гимнастика развивает координацию движений.

 

Перекладывание

Нарезать из поролона небольшие кусочки и вместо ложки дать ребёнку пинцет. Ухватывать пинцетом и перекладывать лёгкие поролоновые шарики не просто, но очень интересно! Кусочки поролона можно заменить и другими мелкими предметами: крышками от бутылок, деталями конструктора и так далее...

Это упражнение развивает координацию движений, пространственное воображение и тактильные ощущения.

 

Прячем конфетки.

Все, кроме одного игрока, выходят из комнаты. Оставшийся прячет несколько конфеток, затем снова зовет остальных. Победит тот, кто найдет больше конфет.

 

Мастерим кораблики.

Из ореховой скорлупы делаем кораблики: внутрь немного пластилина, втыкаем зубочистку, на неё приклеиваем из бумаги треугольные паруса. Кораблики пускаем плавать в тазу или в ванне. Дуем на них в разных направлениях.

 

Рушим башню.

Из коробочек или кубиков строим башню. С некоторого расстояния пытаемся ее разрушить шариком от пинг-понга.

 

Соревнование скороходов.

Все надевают очень большую по размеру обувь и бегут наперегонки через всю квартиру.

 

Сортируем кубики (крышки от банок/бутылок).

Все кубики сортируем по цвету и форме.

 

Ищем картинки.

Участник игры высматривает себе в иллюстрированной книжке какую-нибудь картинку. Называет одну её характеристику. Другие должны угадать.

 

 

Футбол сидя.

Два игрока садятся друг против друга и играют ногами шариком от пинг-понга.

 

Играем в дорожное движение.

Толстой кистью и красками рисуем на большом листе бумаги улицы. Когда краски высохнут, начинаем кружить по дорогам игрушечной машинкой.

 

Напеваем.

Один из играющих начинает напевать мелодию. Другие должны ее узнать.

 

Рисуем на ткани.

Текстильными красками разрисовываем ткань, например, старую футболку или простыню.

 

Слепая курица.

С закрытыми глазами пытаемся пройти из одной комнаты в другую, ничего не задев.

Смеяться запрещено. Пытаемся рассмешить своего товарища, рассказывая ему всякую чепуху. Его задача — остаться серьезным. Кто дольше выдержит?

 

Бег с «яйцом».

Шарик от пинг-понга кладем на чайную ложку и бегаем по всей квартире, стараясь удержать шарик на ложке.

 

Болтуны.

Быстро-быстро говорим. Кто сможет дольше?

 

Клеим коллаж.

Газетные или журнальные страницы разрываем на кусочки. Из это клеим цветной коллаж.

 

Кто дальше дунет.

Дуем на пробки от бутылок так, чтобы они отлетели как можно дальше.

 

Картинки-кляксы.

Брызнуть тушь на бумагу. Бумагу сложить кляксой внутрь, затем снова развернуть. Из отпечатков нарисовать картинку.

 

«Раздуваем» картинки.

Набрызгиваем на бумагу разную краску, добавив побольше воды. Дуем через соломинку, получаются разноцветные пятна.

 

Наряжаемся тематически.

Принц и принцесса: Из золотой бумаги клеим короны, надеваем плащ. Космонавт: делаем шлем из картонной коробки, кислородный баллон из пластиковых бутылок. Пожарный: дуршаг в роли каски, папина куртка и ремень, шланг от пылесоса и т.д.

 

Ветеринарная больница.

Мягкие игрушки укладываем в постель и лечим: перевязываем, даем лекарства, измеряем температуру, ставим компрессы и т.д.

 

Держим равновесие.

С вытянутыми в стороны руками идем, как канатоходец, по самому краешку ковра или вытянутой на полу скакалке.

 

Игра в фанты.

Собираем с игроков фанты. Других спрашиваем: «Что должен сделать игрок, которому принадлежит этот фант?»

Наряжаем кукол.

Делаем из лоскутов наряды для кукол. Скрепляем лентами или канцелярскими скрепками.

 

Подбрасываем воздушный шарик.

Хорошо надутый воздушный шарик подбрасываем в воздух. Указательным пальцем нужно подталкивать его вверх, не давая упасть.

 

Придумываем прически.

Приносим банты, заколки и обручи для волос. Друг другу делаем необычные, фантастические прически.

 

Процарапанные картинки.

Закрашиваем поверхность бумаги цветными восковыми карандашами, сверху — черной краской. Каким-нибудь предметом процарапываем разные загогулины и линии так, чтобы через черный фон проступила цветная основа.

 

Рассказываем истории.

Один начинает рассказывать историю. На середине его прерывают, а следующий должен продолжить рассказ.

 

Рисуем музыкальные картинки.

Включаем музыку. На листе бумаги рисуем разноцветные фигуры, которые ассоциируются с музыкой.

 

Складные картинки.

Рисуем на бумаге голову, отгибаем назад и передаем другому, который рисует живот и руки и снова отгибает. Следующий дорисовывает ноги и ступни. Разворачиваем и смотрим рисунок.

 

Угадываем звуки.

Один игрок закрывает глаза и пытается отгадать, кто из других игроков только что храпел, бурчал или мяукал.

 

Вижу что-то, чего ты не видишь.

Загадываем какую-нибудь цветную вещь в комнате. Называем цвет и просим угадать этот предмет.

 

Быстро соображаем.

Один игрок быстро называет какое-нибудь слово. Другой тут же должен сказать, что ему в связи с этим пришло на ум. Потом меняемся ролями.

 

Гримируемся.

Раскрашиваем лицо маминой косметикой (или гуашью, но ходим так недолго!)

 

Загадываем про людей.

Смотрим в окно. Придумываем про людей, которых видим внизу, разнообразные истории.

 

Мастерим книжку с картинками.

Вырезаем картинки из каталога или журнала. Вклеиваем в тетрадь и украшаем обложку.

 

Играем в разбойников.

Прячем в комнате несколько предметов, которые стоят на привычных местах. Вернувшиеся в комнату игроки должны угадать, что исчезло и отыскать пропажу.

 

Рисунки с продолжением.

В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему продолжить рисунок точкой или линией. Затем ход переходит к первому игроку.

Обрисовываем руку.

Руку кладем на бумагу. Карандашом обрисовываем по контуру. Вырезаем и разрисовываем красочными узорами.

 

Ставим ворота из крышечек от бутылок.

Устанавливаем коридор из нескольких ворот. Для этого составляем по две крышечки друг с другом. Проталкиваем пальцем монетки через ворота.

 

Считаем машины.

Смотрим в окно. Заключаем пари, сколько машин (или сколько машин определенного цвета или модели) за какое-то время проедут мимо дома.

 

Угадываем животных.

Каждый изображает какое-нибудь животное. Другие должны угадать — какое.

 

Игрушечные деньги.

Монеты кладем под бумагу. Мягким карандашом трем поверх монетки. Бумажные деньги вырезаем.

 

Комнатка из коробки.

Из обувной картонной коробки делаем комнату. Рисуем на бумаге мебель, вырезаем и вклеиваем ее в коробку.

 

Кроватки из спичечных коробков.

Из спичечных коробков мастерим кроватки, из бумаги вырезаем подходящие по размеру подушечки и одеяльца. Рисуем на бумаге человечков, вырезаем и укладываем в кровати.

 

Мастерим животных из бумаги.

На плотной бумаге рисуем любых животных. Вырезаем. Приклеиваем полоску картона в качестве подставки.

 

Мозаика.

Из бумаги вырезаем прямоугольник. Затем разрезаем его на 10 частей разной формы. Кусочки перемешиваем. Нужно снова составить прямоугольник из кусочков.